Проект для школы

Скачать документ 

Оглавление

  1. 1 ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
  2. 2 ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
  3. 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ
  4. 4 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
  5. 5 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
  6. 6 НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА
  7. 7 ЭТАПЫ ПРОЕКТА
  8. 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРОДУКТЫ)
  9. 9 ПЛАН ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ШКОЛЕ (ТИПОВОЙ)
    1. 9.1 ЭТАП 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
    2. 9.2 ЭТАП 2. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
    3. 9.3 ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ
  10. 10 КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ ПРОЕКТА АПРОБАЦИИ
  11. 11 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПРОЕКТА АПРОБАЦИИ
  12. 12 ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ
  13. 13 МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ШКОЛЕ
  14. 14 ШКОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
  15. 15 ВЫБОР УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ УЧЕБНИКАМИ
  16. 16 РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛАМ
  17. 17 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИКТ-УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧИТЕЛЕЙ
  18. 18 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
    1. 18.1 Курсы для администрации школы
    2. 18.2 КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
  19. 19 МОНИТОРИНГ
  20. 20 СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ
  21. 21 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ КОМПАНИИ “АЗБУКА”
    1. 21.1 ВЕБИНАРЫ
    2. 21.2 СЕМИНАРЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ
  22. 22 ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ «АЗБУКИ»
  23. 23 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКАМ

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Современная система российского образования переживает времена трансформации, связанные с вступлением в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (здесь и далее – ФГОС) начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
В основе современных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который реализуется  за счет активного использования информационно-коммуникационных технологий (здесь и далее - ИКТ),  практико-ориентированного обучения, реализации межпредметных связей.  При этом актуальным становится вопрос эффективности использования средств ИКТ при:
  • формировании у учащихся:
    • универсальных учебных действий;
    • навыков смыслового чтения;
    • навыков работы в учебной группе;
    • навыков самостоятельности при  решении учебных задач;
  • формировании индивидуальных учебных траекторий для учащихся; 
  • мониторинге и фиксации хода и результатов образовательного процесса.
В школах создаются электронные библиотеки, укомплектованные электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Все эти изменения приводят к необходимости использования современных педагогических технологий, связанных с реализацией электронного обучения, дистанционных технологий в образовательном процессе. К необходимости в трансформации учебного процесса при использовании электронного образовательного контента.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Для того чтобы модернизация общего образования в России прошла максимально результативно, образовательными ведомствами страны была проведена серьезная подготовительная работа по разработке, апробации и внедрению электронных учебников.
В 2011–2012 гг. в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р) разработана типовая модель электронных учебников нового поколения на базе современных электронных устройств. Были утверждены требования к функциональным возможностям, структуре, эргономике электронного учебника. Установлены стандарты использования в электронных учебниках различных способов подачи информации: гипертекст, графика, анимация, видео и звук.
В 2011-2012 году Федеральный институт развития образования (ФИРО) успешно реализовал эксперимент по внедрению электронных учебников, который проходил в 38 школах из 9 регионов РФ и в нем приняли участие 503 педагога и 3500 учеников 6-7 классов. 
В рамках реализации Государственной программы модернизации образования большое количество компьютерной техники было поставлено в школы, этот процесс продолжается и сейчас. Появление электронных учебников позволяет полноценно использовать школьную технику и личные устройства учеников в образовательном процессе.
Правительством РФ принято постановление № 459 о предоставлении субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, включающих использование современных образовательных материалов, в том числе -- электронных учебников. 
В рамках реализации Стратегии инновационного развития на период до 2020 года, правительством утвержден комплекс мер по созданию электронных школьных и детских библиотек.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ

В Федеральный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.
Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года наряду с учебником в печатной форме представляется учебник в электронной форме.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Создание эффективной системы использования электронных учебников в образовательном процессе школы, позволяющей осуществить полноценную реализацию требований ФГОС и повысить качество обучения в образовательном учреждении за счет использования электронного образовательного контента и современных педагогических технологий

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Создание электронных школьных библиотек, которые обеспечивают доступ к электронными учебникам, методическим и периодическим изданиям по всем входящим в основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
  • Создание условий для реализации технологий электронного обучения в образовательном процессе школ региона
  • Разработка плана эксперимента, критериев оценки эффективности применения электронных учебников, создание листов наблюдений и методики обработки результатов.
  • Интеграция электронного образовательного контента в информационно-образовательную среду пилотных школ региона.
  • Повышение профессиональных компетенций педагогов при использовании электронного образовательного контента в учебном процессе.
  • Эффективное использование электронного учебного контента и новых образовательных технологий в учебном процессе школ региона
  • Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения в школах
  • Оценка эффективности внедрения электронных учебников в школы, по следующим критериям:
    a. Формирование предметных и метапредметных образовательных навыков у учащихся;
    b. Качество образовательных результатов учащихся;
    c. Изменения профессиональных компетенций учителей, включая ИКТ-компетенции;
  • Оценка качества электронных учебников и перспектив их модернизации;
  • Влияние технических условий на эффективность учебного процесса с применением электронных учебников;
  • Использование новых педагогических практик работы с электронными учебниками;
  • Разработка рекомендаций по внедрению электронных учебников во все школы региона.
  • Создание и развитие тьюторского корпуса для подготовки к работе с системой «Азбука» педагогов других образовательных учреждениях региона

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  • Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов и Федерального закона N 273 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Улучшение качества обучения за счет повышения учебной мотивации школьников, увеличения профессиональных компетенций учителей, разнообразия форм и способов учебной деятельности, появлению которых способствует активное использование электронных учебников
  • Персонализация учебного процесса при использовании электронного обучения, формирование универсальных учебных действий, достижение предметных и метапредметных образовательных результатов учащимися.
  • Модернизация учебного процесса, эффективное сочетание инновационного и традиционного методов обучения, повышение уровня компетентности учителей.
  • Использование электронных учебников в учебной и внеучебной деятельности что ведет к формированию предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. Планирование и согласование проекта интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школы.
  2. Обучение педагогов школы учебной деятельности на основе электронных учебников.
  3. Организация доступа к электронным учебникам в школе.
  4. Запуск модели обучения с использованием электронных учебников в школе.
  5. Методическое сопровождение реализации модели обучения с использованием электронных учебников с целью повышения эффективности образовательного процесса.
  6. Оценка эффективности модели использования ЭУ в образовательном процессе школы.
  7. Построение интегрированной с ИОС среды на основе использования электронных учебников в образовательном процессе.
  8. Оценка изменений компетенций участников проекта (учителей, учеников) при использовании электронных учебников в образовательном процессе.
  9. Создание историй успеха: описание опыта, приобретенного школой во время участия в проекте.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРОДУКТЫ)

  • Системное внедрение электронных учебников в образовательный процесс школы.
  • Проведение очных и дистанционных курсов, мастер-классов, семинаров, где учителя делятся опытом, представляют лучшие практические примеры использования электронных учебников в образовательном процессе.
  • Создание сборника разработок уроков (кейсов) учителей по использованию ЭУ в учебном процессе

ПЛАН ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ШКОЛЕ (ТИПОВОЙ)

ЭТАП 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

ЦЕЛИ
  • формирование команды участников проекта апробации
  • разработка программы внедрения электронных учебников в образовательный процесс школы
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Разработка и согласование образовательных целей и задач проекта с администрацией школы, интеграция проекта в программу развития школы;
  2. Стартовое анкетирование учителей, учащихся, родителей, которые будут принимать участие в проекте;
  3. Разработка системы мотивации для участников проекта;
  4. Рекомендации по формированию пилотной команды проекта, классов, предметов;
  5. Разработка оптимальных моделей использования электронных учебников в образовательном процессе школы (варианты использования и модели доступа к электронным учебникам);
  6. Обследование технической инфраструктуры школы (техническое оснащение, устройства, сервера, сети, рекомендации по закупке компонентов) и определение необходимых технических условий для реализации проекта;
  7. Проведение дистанционного курса по разработке пакета локальных нормативно-правовых документов по вопросам внедрения электронного обучения в образовательный процесс;
  8. Поведение обучающего курса руководителя проекта апробации: разработка состава проекта, его этапов,  необходимого перечня нормативно-правовых, нормативно-технических и организационно-распорядительных документов в рамках проекта (разработка плана проекта) - дистанционный или очный формат на базе ИРО;
  9. Проведение установочного семинара для участников проекта;
  10. Помощь в разработке программы внедрения и использования электронных учебников в ИОС школы.

ЭТАП 2. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

ЦЕЛИ
  • использование электронных учебников в образовательном процессе.
  • комплексная интеграция процесса использования электронных учебников в ИОС школы.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Методическая поддержка педагогов по вопросам использования электронных учебников в образовательном процессе;
  2. Содействие в создании кейсов по использованию электронных учебников в образовательном процессе;
  3. Проведение курсов: обучение использованию сетевых сервисов при работе с электронными учебниками, переходу на смешанное обучение, реализации межпредметных связей, использованию формирующего оценивания и т.д.; 
  4. Проведение виртуальных родительских собраний по использованию электронных учебников;
  5. Подготовка материалов для проведения тематических родительских собраний по использованию электронных учебников в образовательном процессе;
  6. Предоставление педагогам возможности участия в семинарах, конференциях по использованию электронных учебников в образовательном процессе;
  7. Регулярное анкетирование педагогов, работающих с электронными учебниками с целью выяснения запросов по расширению возможностей использования и улучшению электронных учебников в образовательном процессе;
  8. Разработка и согласование со школой адресного медиаплана для работы со СМИ с целью популяризации новых методов обучения и  ознакомления жителей региона с преимуществами использования электронных учебников в образовании;
  9. Совместное создание методических материалов по эффективному использованию электронных учебников в образовательном процессе, публикация материалов в СМИ;
  10. Описание опыта использования электронных учебников на основе работы педагогов, участвующих в проекте внедрения, помощь в размещении тематических статей педагогов в периодическом издании компании “Азбука”;
  11. Представление достижений школы в СМИ;
  12. Помощь в подготовке мероприятий различного уровня (уроков, мастер-классов, семинаров), демонстрирующих эффективность использования ЭУ в образовательном процессе.

ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ

ЦЕЛИ:
  • обобщение опыта работы с электронными учебниками, 
  • планирование мероприятий по развитию проекта
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Проведение исследований по вопросам: 
    1. эффективности использования электронных учебников в образовательном процессе (для школы, учителей, учащихся)
    2. формирования универсальных учебных действий при работе с электронными учебниками
    3. формирование метапредметных результатов при работе с электронными учебниками
  2. Мониторинг качества обучения при использовании электронных учебников 
  3. Создание базы знаний по использованию электронных учебников 
  4. Представление результатов апробации 
  5. Обобщение результатов и планирование действий по развитию проекта

КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ ПРОЕКТА АПРОБАЦИИ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПРОЕКТА АПРОБАЦИИ


ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения в школе, должны быть созданы условия для эффективного использования электронных учебников и соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме.
Электронный учебник – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета в соответствии с программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания.
Свойства электронных учебников:
  • Соответствие содержимому и формату школьного учебника
  • Возможности электронной обработки информации: поиск, навигация, закладки, цитирование, комментирование
  • Информация может содержаться в виде текста, схем и изображений
  • Межпредметная интегрированность учебника
  • Мультимедийные возможности и интерактивные функции
  • Встроенные интерактивные модели для демонстрации экспериментов
  • Средства моментального среза знаний учащихся
  • Наличие вариативной части содержимого учебника

МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ШКОЛЕ

Система «Азбука» позволяет школе выбрать наиболее удобные модели использования электронного образовательного контента.
«МОБИЛЬНЫЙ КЛАСС»
Электронные учебники доступны на школьных устройствах, закрепленных за конкретными пользователями. Мобильный класс укомплектован электронными учебниками на учебный период.
«ПРЕДМЕТНЫЙ КЛАСС»
Устройства не покидают стен класса по определенному предмету. На одном устройстве последовательно работают разные пользователи и получают доступ к своим электронным учебникам.
«МОДЕЛЬ BYOD» (принеси свое устройство)
Электронные учебники доступны всегда и везде на личном устройстве учащегося. Школа не тратит деньги на закупку устройств, приобретая только электронные учебники, которые учащиеся используют на своих личных планшетах или ноутбуках.

Варианты использования электронных учебников
  • Одно устройство. Контент доступен пользователю на одном устройстве.
  • Несколько устройств. Контент доступен на различных устройствах последовательно. Для отвязки и привязки контента к различным устройствам требуется минимальная скорость доступа к сети Интернет.

ШКОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Одной из целей проекта внедрения электронных учебников является создание школьной электронной библиотеки, предоставляющей доступ к электронным учебникам, дополнительному образовательному контенту и иным электронным ресурсам согласно требованиям Федерального закона № 273 “Об образовании в Российской федерации” и Федеральным государственным образовательным стандартам. 
Подключение к системе Азбука позволяет сформировать в школе электронную библиотеку, содержащую электронный образовательный контент и авторские материалы педагогов.
Возможности школьной электронной библиотеки
  • Доступ к электронным учебникам
  • Доступ к отечественной и зарубежной, классической и современной художественной литературе; 
  • Управление учетными записями пользователей и их ролями в школьной электронной библиотеке;
  • Система доставки и управления контентом;
  • Защита и поэкземплярный учет контента с целью предотвращения его нелегального распространения;
  • Система полнотекстового поиска по содержимому всей библиотеки;
  • Автоматизированное распределение контента в образовательном учреждении по классам и учащимся;
  • Поддержка нескольких операционных систем, в том числе -- Microsoft Windows, Apple OS X, Android;
  • Поддержка офлайн-работы с контентом;
  • Доступ к интернет-порталу «Азбука» с личными кабинетами пользователей контента с функциями
    • регистрации и управления правами и ролями пользователей;
    • поиска и предварительного просмотра контента;
    • приобретения и загрузки контента;
    • управления хранилищем контента;
    • управления коллекциями контента;
    • загрузки контента на сервер школы;
    • администрирования контента на устройствах пользователей.
Электронная школьная библиотека должна быть сформирована на основании требований законодательства и с соблюдением авторских прав.
Для эффективного управления школьной электронной библиотекой рекомендуем установить серверное приложение «Азбука», при использовании которого распределение электронных учебников между пользователями производится по внутренней школьной сети. Доступ к Интернету необходим лишь для авторизации пользователей. 

ВЫБОР УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ УЧЕБНИКАМИ

Правильный выбор персонального устройства является одним из ключевых моментов создания среды электронного обучения.

Технические устройства пользователя должны обладать характеристиками не ниже следующих:
  • Процессор 1ГГц
  • Оперативная память от 1ГБ
  • 100МБ свободного места на жестком диске для установки приложения
  • Свободное место на диске для хранения электронных учебников (7-10 цифровых копий учебников занимают объем от 50 до 500 Мб, один интерактивный учебник занимает объем от 300 Мб до 1 Гб)
  • Операционная система, одна из перечисленных:
    • Windows XP SP3 (предыдущая версия приложения «Азбука»),  
    • Windows 7, Windows 8.1
    • Android 4.2+;
    • iOS
  • Приложение «Азбука»
Требования к техническим средствам серверов
Школьный сервер для работы с электронными учебниками должен обладать характеристики не ниже следующих:
  • Процессор x86 или x86_64
  • С тактовой частотой от 1ГГц
  • Оперативная память от 1Гб
  • свободное место на жестком диске - 100Гб
  • Операционная система, одна из перечисленных:
    • ОС Linux: Ubuntu 12.04+, Debian 6+, либо другим дистрибутивом, но с возможностью создания виртуальных контейнеров с Ubuntu или Debian
    • Windows XP SP3 +
  • серверное приложение «Азбука»
  • средства Java Runtime Environment.
Требования к локальной сети и доступу к сети Интернет
Желательно, чтобы все устройства и школьный сервер находились в одной подсети. 
Из школьной сети должны быть доступны домены:
  • oauth.e-azbuka.ru,
  • api.e-azbuka.ru,
  • rpc.e-azbuka.ru,
  • download.e-azbuka.ru,
  • portal.e-azbuka.ru.
Скорость доступа к сети Интернет не так актуальна, как необходимость в том, чтобы доступ к Интернету был стабилен на устройствах пользователей постоянно (для реализации всех возможностей приложения «Азбука», синхронизации данных пользователей с информационно-образовательной средой школы).

РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛАМ

  • Заинтересованность администрации школы и учителей-предметников в проекте апробации электронных учебников.
  • Наличие опыта инновационной деятельности.
  • Наличие информационно-образовательной среды школы.
  • Наличие проектно-инициативной группы, участники которой имеют базовые ИКТ-навыки.
  • Система поддержки и развития педагогических инициатив.
  • Наличие компьютерного оборудования для персонального доступа к электронным учебникам.
  • Формирование в школе контрольных групп -- классов, не участвующих в эксперименте, для сравнения с изменениями, которые принесли в учебный процесс электронные учебники. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИКТ-УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧИТЕЛЕЙ

  • Базовая компьютерная грамотность: умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, программами для подготовки презентаций.
  • Работа с файлами: приемы выполнения файловых операций, организация информационной среды как файловой системы, ввод-вывод информации, установка и удаление приложений.
  • Умение работать в Интернете: навигация и поиск информации, загрузка и сохранение данных, создание и использование электронных почтовых ящиков, общение в сети на профессиональные темы.
  • Подготовка методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью с использованием пакета офисных программ.
  • Навыки использования информационных образовательных ресурсов в учебном процессе.
  • Знания правовых аспектов использования сети Интернет в образовательном процессе

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

  • Методические аспекты организации учебной деятельности с электронным учебником в модели электронного обучения.
  • Комбинированные подходы к внедрению электронных учебных пособий с использованием технологий смешанного (традиционное + электронное) обучения.
  • Использование различных видов оценивания для учебных достижений учащихся работающих с электронными учебниками в процессе обучения.

Курсы для администрации школы

  • Проект интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школы. Курс для руководителя
    С целью сделать внедрение электронных учебников максимально эффективным, «Азбука» подготовила курс для администрации школы, который поможет в оценке готовности школы к интеграции электронных учебнков в ИОС школы, разработке дорожной карты внедрения, познакомит с локальными нормативно-организационными документами для реализации проекта.
  • Нормативно-правовое обеспечение интеграции электронного обучения в ИОС школы
    При реализации проекта интеграции электронного обучения с использованием электронных учебников в информационно-образовательную среду школе необходимы нормативно-правовые и организационно-технические локальные документы. По результатам курса вы сможете разработать пакет необходимых документов. 

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

  • Методика использования электронного учебного контента в ИОС школы
    Курс научит вас работать с электронными учебниками, что позволяет расширять возможности информационно-образовательной среды школы. В рамках курса вы сможете создать технологическую карту урока с использованием электронных учебников.
  • Реализация ФГОС при использовании электронных учебников
    На этом курсе вы узнаете, как можно реализовать образовательные стандарты с помощью электронных учебников, как электронное обучение модернизирует учебный процесс и как составить технологическую карту урока, на котором используют новые технологии.
  • Использование электронных учебников в модели BYOD ("принеси свое устройство")
    Если у ваших учеников есть свои планшеты и ноутбуки – их можно использовать в учебном процессе. На курсе вы узнаете, как организовать урок в модели BYOD для устройств на различных платформах. В рамках курса вы сможете создать технологическую карту урока с использованием электронных учебников в модели BYOD.  
  • Индивидуализация учебного процесса при помощи разноуровневых заданий
    Курс расскажет что такое таксономия Блума, как можно построить образовательный процесс, формируя у учащихся навыки мышления высокого уровня. На занятиях вы освоите методы подбора разноуровневых заданий на основе материалов электронных учебников. 
  • Расширение возможностей электронных учебников
    Электронные учебники позволяют активно использовать внешние образовательные ресурсы и сетевые сервисы в учебном процессе. Курс научит делать интерактивные уроки с использованием электронного образовательного контента. В результате обучения вы сможете создать технологическую карту урока с использованием электронного образовательного контента. 
  • Сетевые сервисы для учебного сотрудничества при работе с электронными учебниками
    Курс научит работать с сетевыми сервисами, позволяющими организовывать совместную учебную деятельность учащихся. Эти умения позволят расширить возможности использования электронных учебников в образовательном процессе. В результате обучения вы сможете создать технологическую карту урока с использованием электронных учебников и сетевых сервисов.
  • Приемы смешанного обучения при работе с электронными учебниками
    Ротация, зональное обучение, перевернутый класс – курс научит вас тому, как применение этих образовательных технологий на практике позволяет изменить учебный процесс. В результате обучения вы сможете создать технологическую карту урока в модели смешанного обучения с использованием электронных учебников.  
  • Межпредметные связи при использовании электронных учебников
    С приходом новых технологий учебники по всем предметам помещаются в одном устройстве, а этот курс научит вас объединять на уроке разные области знаний в рамках одной темы. В результате обучения вы сможете создать технологическую карту межпредметного урока с использованием электронных учебников по разным предметам. 
  • Современные тренды информатизации образования при внедрении электронных учебников
    Курс познакомит с такими новыми образовательными технологиями, как смешанное обучение, модель “1ученик:1компьютер”, модель BYOD, скрайбинг, TED. Вы узнаете, каким образом можно использовать в учебном процессе эти технологии. В результате  обучения  вы сможете создать технологическую карту урока с использованием одного или нескольких современных трендов.  
  • Курс тьютора по обучению методике использования электронных учебников в ИОС школы
    В рамках курса вы научитесь работать со взрослой аудиторией, получите навыки проведения тренингов по методике использования электронный учебников, необходимые тьютору. Курс подготовит вас к работе с педагогами и администрацией школ.

МОНИТОРИНГ

Мониторинг позволяет осуществлять сбор информации об использовании электронных учебников, оценивать востребованность разных групп учебных пособий. База мониторинговых данных и ее анализ дают возможность сформулировать рекомендации по дальнейшему проектированию и эффективной реализации учебного процесса с использованием электронных учебников.
Мониторинг выявляет лидирующие школы и те учебные заведения, которым необходима помощь профессионалов при развитии современных образовательных практик, предполагающих использование информационных и коммуникационных технологий.
Методика позволяет проводить сравнение результативности школ на основе образовательных достижений учащихся согласно с международными и российскими системами оценки качества образования. 
  • Мониторинг роста предметных и метапредметных компетенций учащихся
  • Влияние на уровень компетенций и мотивацию учащихся структуры, содержания и разнообразия видов деятельности при использовании электронных учебников;
  • Влияние на уровень компетенций и мотивацию учащихся моделей использования электронных учебников на уроке или внеурочной деятельности;
  • Влияние на уровень компетенций и мотивацию учащихся смешанных моделей обучения, дополнительных сервисов и инструментария.
  • Мониторинг развития компетенций преподавателя при системно-деятельностном обучении учащихся 
  • Рост профессионального уровня и самооценки преподавателя;
  • Повышение авторитета педагога у учеников;
  • Проявление фасилитаторских качеств;
  • Оценка эффективности использования электронных учебников с методической точки зрения
  • Оценка востребованности модулей и элементов электронных учебников различными категориями участников проекта 

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ

Компания “Азбука” обеспечивает организационно-техническую и нормативно-методическую поддержку школ, использующих электронные учебники в рамках проекта апробации. Сопровождение проведения проектов апробации электронных учебников состоит из следующих работ:
  • Разработка программы проекта интеграции электронных учеников в ИОС школ.
  • Выработка рекомендаций по формированию пилотной команды проекта, выбора классов и предметов. 
  • Обследование технической инфраструктуры школ (устройства, сервера, сети), определение условий, необходимых для реализации проекта. 
  • Разработка оптимальных моделей использования электронных учебников в образовательном процессе школ.
  • Проведение установочного семинара для участников проекта по интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школ.
  • Методическая поддержка педагогов при использовании электронных учебников.
  • Проведение виртуального родительского собрания по использованию электронных учебников.
  • Формирование рекомендаций по повышению квалификации педагогов при работе с электронными учебниками на основе анализа возникающих у них затруднений.
  • Уведомление пользователей о регламенте сопровождения
  • Доступ к базе знаний по всем процедурам проведения проекта апробации электронных учебников
  • Предоставление доступа к горячей линии техподдержки.
  • Доступ к системе управления инцидентами для обработки обращений
  • Техническое обслуживание программного обеспечения, эксплуатируемого в защищенной сети. В процессе эксплуатации данного программного обеспечения компания «Азбука» обеспечивает настройку подсистем для взаимодействия с средствами защиты информации.
  • Проведение вебинаров по темам, связанным с эффективным использованием электронных учебников в образовательном процессе.
  • Проведение очных и дистанционных обучающих курсов для администрации школ, педагогов, библиотекарей по вопросам интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школы.
  • Рассылка методических материалов по использованию системы «Азбука» при работе с электронными учебниками.
  • Информационные рассылки по проектам, акциям, семинарам и вебинарам компании “Азбука”
  • Исследование результатов интеграции электронных учебников в ИОС школ.
  • Создание и ведение сайта проекта по интеграции электронных учебников в ИОС школ. Сбор и публикация информации о ходе проекта, анализ данных в целях повышения открытости образовательного процесса. 
  • Комплексное представление результатов интеграции электронных учебников в ИОС школ.
  • Проведение итогового семинара для участников проекта по интеграции электронных учебников в ИОС школ.
  • Освещение достижений школ в СМИ.
  • Проведение он-лайн конференции по использованию электронных учебников в образовательных учреждениях.
  • Консультационная и техническая поддержка по применению программного обеспечения.
  • Предоставление еженедельной отчетности о работе «горячей линии».
Сопровождение начинается с момента заключения договора на подключение к Федеральной системе дистрибуции электронных учебников “Азбука”.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ КОМПАНИИ “АЗБУКА”

Компания «Азбука» предлагает своим пользователям следующие виды образовательных продуктов:
  • очные и дистанционные курсы
  • вебинары
  • очные и дистанционные мастер-классы и семинары

ВЕБИНАРЫ

Компания бесплатно проводит вебинары по интеграции системы «Азбука» в информационно-образовательную среду школы. Кроме вебинаров по указанным ниже темам, эксперты «Азбуки» предоставляют услуги по разработке и проведению веб-тренингов по темам, заявленным образовательными организациями.

ТЕМЫ БАЗОВЫХ ВЕБИНАРОВ «АЗБУКИ»
  • Начало работы с системой «Азбука» для администратора системы в школе
    Вебинар познакомит вас с техническими нюансами работы в системе «Азбука» (приобретение контента и управление им, создание пользователями и управление или,  загрузка авторских материалов учителей) и другими важными аспектами работы в системе.
  • Начало работы с системой «Азбука» для библиотекаря школы
    Вебинар познакомит вас с библиотечным функционалом системы “Азбука” (заказ контента для приобретения, распределение между пользователями, возврат контента в фонд библиотеки, дистанционное обслуживание и обработка запросов пользователей, поиск контента в каталоге системы и фонде библиотеки, ведение отчетности по учету и использованию электронного образовательного контента).
  • Начало работы с системой «Азбука» для педагога
    Вебинар познакомит вас с возможностями приложения “Азбука” для работы с электронными учебниками (работа с интерактивным оглавлением, полнотекстовый поиск, различные режимы отображения, создание личных и групповых заметок, загрузка авторских учебных материалов).
  • Возможности системы «Азбука» для организации учебного сотрудничества
    Вебинар познакомит вас с возможностями приложения “Азбука” для организации учебного сотрудничества (организация группового обсуждения, комментирования, обмен полезными ссылками и практические примеры их использования в образовательном процессе).
  • Приемы смешанного обучения при работе с электронными учебниками
    Ротация, зональное обучение, перевернутый класс – вебинар познакомит вас с примерами использования этих образовательных технологий в учебном процессе.
  • Трансформация учебного процесса при использовании электронных учебников
    Вебинар познакомит с изменениями учебного процесса при использовании электронных учебников (зменение роли учителя, новые возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся). 
  • Пути повышения квалификации педагогов, использующих электронные учебники
    Вебинар познакомит вас с вариантами повышения квалификации педагогов, начинающих использование элеткронных учебников в образовательном процессе  (компетенции педагогов, построение траекторий повышения квалификации).  
  • Этапы проекта внедрения электронных учебников
    Вебинар познакомит с этапами проекта внедрения электронных учебников (цели и задачи проекта, основные мероприятия, необходимые материальные и кадровые ресурсы, сроки и участники проекта внедрения, планируемые результаты).
  • Использование электронных учебников в модели BYOD ("принеси свое устройство")
    Если у ваших учеников есть свои планшеты и ноутбуки – их можно использовать в учебном процессе. На вебинаре вы узнаете, как организовать урок в модели BYOD для устройств на различных платформах. 

СЕМИНАРЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ

Компания «Азбука» проводит очные семинары и мастер-классы по вопросам интеграции электронного образовательного контента в информационно-образовательную среду школы. Также возможна разработка и проведение дистанционных мастер-классов, образовательных курсов по темам заказчика.

ПРИМЕРЫ ТЕМ ОЧНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ:
  • Приемы смешанного обучения при использовании электронных учебников на уроках истории, математики, физики и других предметов(на примерах электронных учебников различных издательств).
  • Эффективное использование возможностей системы «Азбука» на уроках (любой набор учебников).
  • Управление школьным библиотечным фондом с использованием системы «Азбука».
  • Внедрение электронных учебников в образовательную среду школы.

ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ «АЗБУКИ»

  • В Ульяновской области в 2013 году на базе ЦИТ при Министерстве образования создан Региональный центр дистрибуции электронных учебников на основе системы «Азбука». Более 100 школ подключены к этому центру. В регионе создаются школы - ресурсные центры.
  • В Ивановской области в 2013 году запущен многоцелевой проект интеграции системы “Азбука” с электронными картами учащихся в 40 школах. 
  • Реализован проект интеграции с городскими библиотеками для обеспечения доступа школ к дополнительному образовательному контенту.
  • В 2013 году реализованы проекты внедрения электронных учебников для 20 удаленных и малокомплектных школ Якутии и Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках проектов была решена проблема передачи контента и его бесперебойной работы на уроке в условиях прерывающегося или отсутствующего Интернета. В этих регионах ведется активная работа с издательствами по вопросам создания и распространения контента с национальным компонентом.
  • В 2013 году реализован проект по внедрению более 40 000 электронных учебников в 108 школ Московской области. 
  • В 2014-2015 учебном году «Азбука» совместно с компанией Intel, при поддержке Министерства образования и Института Развития Образования реализует масштабный проект апробации электронных учебников в Республике Башкоторстан. Школы региона активно подключаются к проекту. «Азбука» реализует комплекс обучающих мероприятий для учителей и администрации школ, участникам проекта оказывается информационная и техническая поддержка, а также разработан план совместных мероприятий.
  • В 2014 году совместно с издательством «Дрофа» начата реализация масштабного проекта апробации в Республике Татарстан -- 45 школ начали работу с электронными учебниками. Особенностью этого проекта является интеграция с информационно-образовательной средой Республики Татарстан edu.tatar.ru. Проект реализован при поддержке Министерства Образования РТ.
  • Совместно с издательством «Дрофа» также реализуются проекты апробации электронных учебников в 2 школах Тамбова, 9 школах Иркутской области, 5 школах Ростовской области.
  • В 2014 году стартовало сразу несколько пилотных проектов в разных регионах РФ. Электронные учебники в образовательном процессе начали использовать 4 школы в Краснодарском крае, 9 школ в Пермском крае, 15 школ в Воронежской области.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКАМ

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). 
    1. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    1. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. 
    2. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 
    3. Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. 
    4. Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
  3. Об использовании в образовательном процессе электронных учебников. 
    Поручение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012г. Протокол № ОГ-П8-105пр. Поручение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № П8-58410
  4. «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва
  5. «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»
    Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N365 
  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (СанПиН 2.4.2.2821-10)
  7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды, термины и определения (ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт).
  8. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. (ГОСТ 7.82-2001. Межгосударственный стандарт). Общие требования и правила составления.
  9. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. (ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт). Основные виды и выходные сведения.
  10. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. ГОСТ Р 52653-2006.
  11. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. ГОСТ Р 52657-2006
  12. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. ГОСТ Р 53620-2009
  13. Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход. ГОСТ Р 53625-2009.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
Реализация проекта внедрения электронных учебников в школы региона будет способствовать достижению следующих целей и задач, поставленным Федеральной целевой программой развития образования: 
  1. Обеспечение доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья.
  2. Обеспечение соответствия уровня образования современным стандартам.
  • Показатель №2. Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников.
  • Показатель №8. Доля образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общем числе образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов 
  • Показатель №9. Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей 
  • Показатель №12. Доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике

С уважением,
Генеральный директор ООО “Азбука”

Comments